http://www.youtube.com/watch?v=z1hNC2rp6WY

АРХИЕПИСКОП ЕВСЕВИЙ ДРОЗДОВ

понедельник, 30 марта 2009 г.

Галина Синякова - научный сотрудник Нарвского музея

Архиепископ Евсевий (1866-1929)

Архиепископ Евсевий в миру - Евстафий Сергеевич Гроздов родился 17 марта 1866 года в селе Шарковщина Дисненского уезда Виленской губернии, близ города Вильно (современный Вильнюс). По происхождению принадлежал к духовному сословию, его отец служил диаконом в сельской церкви. Первоначальное образование он получил в Виленском духовном училище, среднее – в Виленской духовной семинарии, высшее – в Санкт-Петербургской духовной академии, которую окончил в 1890 году. По окончании академии защитил кандидатскую диссертацию по теме «Пьер Бииле (Baile) и его богословские сочинения», был удостоен диплома I разряда. 6 августа 1890 года в день Преображения Господня рукоположен во священника Высокопреосвященнейшим Алексием, архиепископом Литовским и Виленским (в миру – профессор канонического права Московской духовной академии А.Ф. Лавров-Платонов). Пастырскую службу отец Евстафий начал в должности приходского священника при Виленском кафедральном соборе и одновременно был назначен законоучителем образцовой школы при духовной семинарии. В должности приходского священника он оставался 9 лет, до 1899 года. В 1895-1899 гг. исполнял обязанности редактора журнала «Виленские епархиальные ведомости».
В 1895 году овдовел, оставшись с двумя детьми, сыном Сергеем и дочерью Зинаидой. 12 ноября 1899 года назначен инспектором Виленской духовной семинарии. 6 апреля 1902 года Высокопреосвященным Ювеналием, архиепископом Виленским и Литовским пострижен в монашество с наречением имени Евсевий.
В 1903 году возведён в сан архимандрита и назначен ректором Ярославской духовной семинарии. 28 мая 1906 года хиротописан во епископа Угличского, викария Ярославской епархии в монастырском храме во имя свв. Благоверных князей Феодора, Давида и Константина, Ростовских чудотворцев в Ярославском Спасском монастыре. Хиротонию возглавил Преосвященный Иоаков, архиепископ Ярославский и Ростовский. 27 февраля 1909 года назначен епископом Рыбинским, викарием той же Ярославской епархии.
18 марта 1910 года переведён на кафедру Тобольскую и Сибирскую. Участвовал в прославлении свт. Иоанна, митрополита Тобольского. 12 апреля 1912 года назначен на кафедру Псковскую и Порховскую, с 17 апреля того же года - епископ Псковский и Порховский.
В 1913 году принимал участие в рукоположении во епископа Алексия (Симанского), епископская хиротония будущего российского Патриарха Алексия I проходила в Новгороде. С 18 июня по 19 октября 1914 года. присутствовал в Святейшем Правительствующем Синоде. В 1917-1918 гг. являлся членом Поместного собора Русской Православной Церкви. 25 апреля 1918 года возведён в сан архиепископа Свт. Тихоном (Беллавиным), Патриархом Московским и Всея Руси.
В августе 1919 года покинул Псков вместе с отступавшими войсками Северо-западной армии, 12 сентября 1919 года прибыл в Эстонию. Вместе с ним прибыло духовенство псковского Троицкого собора и других церквей. В Нарве архиепископ Евсевий временно управлял епархией северо-западных областей России и служил епископом Северо-Западной армии генерала Н. Н. Юденича. В Нарвской Знаменской церкви, служившей в то время кафедральным армейским собором рукополагал полковых священников для нужд войска.
С 1920 по 1925 гг. пребывал на покое в обители Нарвской Иверской Богородицкой христианской женской трудовой общины. До 1928 года упоминается в документах, как проживающий в Нарва-Йыэсуу и Таллинне. 5 декабря 1920 года совершил рукоположение в архиепископский сан протоиерея Александра (Паулуса), ставшего в 1923 году митрополитом Таллиннским и Всея Эстонии.
10 сентября 1924 года бывший архиепископ Псковский и Порховский Евсевий был единогласно избран на Нарвскую архиерейскую кафедру представителями от 31 русского прихода Эстонии. Собор утвердил избрание при выполнении двух условий: принятии архиепископом Евсевием эстонского гражданства и согласии Московского патриархата на его переход в Эстонскую митрополию.
С 1 декабря 1925 года архиепископ Евсевий возглавил Нарвскую кафедру, получив титул - архиепископ Нарвский и Изборский. Ему стали подчиняться русские приходы Нарвы, Принаровья, Чудского края, Тарту, Таллинна, Пярну и других мест Эстонии. Нарвскому архиерею подчинялись также и приходы Печорского уезда, исключая Псково-Печерский монастырь. С 1925 по 1929 гг. архиепископ Евсевий управлял автономной Нарвской (русской) епархией в Эстонии. Состоял членом синода Эстонской Апостольской Православной Церкви.
Правящий архиерей стал основателем новой традиции в Нарве - на второй день святой Троицы ежегодно совершать крестный ход из Преображенского собора на могилы воинов Северо-Западной армии, похороненных на кладбище в Сийвертси. В крестном ходе принимало участие всё нарвское духовенство во главе с архиепископом Евсевием.
10 июня 1926 года состоялось чествование архиерея в связи с юбилеем – 20 летием пребывания в епископском сане. Заранее был разработан план этого мероприятия – богослужение в церкви Нарва-Йыэсуу, поднесение иконы и организация трапезы.
В тот же год, 31 октября владыке была преподнесена в дар – бархатная мантия монахом отцом Венеамином от имени Печерской обители и прихожан Печорского округа. Вручение мантии состоялось в Нарвском Преображенском соборе перед началом литургии. Этот дар лишний раз свидетельствует о любви и уважении паствы к своему пастырю.
Скончался архипастырь 12 августа 1929 года на даче в Нарва-Йыэсуу. Его отпевание совершалось 14 августа в Нарвском Преображенском соборе, в нём приняли участие Высокопреосвящённый Александр митрополит Таллиннский и Всея Эстонии и Преосвященный Иоанн, епископ Печерский. Его похоронили в зимнем Никольском храме Нарвского Преображенского собора. Над могилой владыки Евсевия был сооружён саргофаг из коричневого гранита, на которой установили икону священномученика Евсевия Самосатского и вечно горящую лампаду. На плите были высечены крест с двукирием и трикирием и надпись:

«Высокопреосвященнейший
Евсевий
Архиепископ
Нарвский и Изборский
в Бозе почил 12 VIII 1929
на 64 году жизни

Помяни его Господи
во царствии Твоем».

Архиепископ Евсевий был мудрым и справедливым архипастырем. Делясь своим многолетним опытом он помогал становлению молодой Эстонской Православной Церкви. Владыка имел большой авторитет как среди духовенства, так и государственных деятелей Эстонии. Нарвский архиерей внимательно и доброжелательно относился к нуждам православных верующих Эстонии. Он был постоянным посетителем нарвских русских школ, одно время преподавал в эмигрантской гимназии Закон Божий, следя за духовным воспитанием подрастающего поколения.
В 1930 году, к годовщине смерти архиепископа в газете «Старый Нарвский листок» № 88 были опубликованы воспоминания о владыке, составленные по его рассказам. В них много жизнерадостности, остроумия и даже юмора. Приведём некоторые из них:
В бытность мою членом Российского Святейшего синода – рассказывает владыка – я в архиве видел любопытный документ приблизительно следующего содержания: «Ваше Высокопреосвящество! Довожу до Вашего благосклонного слуха, что в ночь на Воздвиженье Креста Христова наш монастырь посетило Божье попущение: от свечи, оставленной в храме, наша обитель сгорела дотла со всеми постройками и монастырским имуществом. Остался из всего хозяйства лишь породистый бык игумен Герасим».
Игумен был малограмотным и плохо справлялся со знаками препинания. Подпись свою он писал в подбор с остальным текстом. Поэтому и прошение получилось в высшей степени комичным.
Дело происходило в каюте парохода «Победа». Архипископ Евсевий возвращался из Сыренца в Нарву. Среди пассажиров – несколько человек местных охотников. Идут охотничьи разговоры. Передают массу фантастических историй из охотничьей жизни. В числе пассажиров находился один из журналистов. Последний раздасадованный «враньём» охотников, обращается к ним и говорит: - диковинные вы рассказываете случаи! Одним словом, пресловутые «охотничьи рассказы». Не даром сложилась поговорка: «врёт, как охотник». Местные охотники смутились. Архиепископ, видя их смущение, решил их немного успокоить. – Это верно, - сказал он, соглашаясь с журналистом, - что охотники любят приврать, но и журналисты им не уступают.
После разрушения Нарвского Преображенского собора в 1944 году владыка Евсевий был перезахоронен в 1945 году первым послевоенным священником Нарвы отцом Иоаковом Тимофеевым на Ивангородское кладбище. Долгое время нарвский святитель покоился под безымянным крестом близ кладбищенского храма в честь апостолов Петра и Павла.
В настоящее время ивангородское кладбище не охраняетя, и многие захоронения, в том числе могила бывшего архиепископа Нарвского и Изборского Евсевия (Ефстафея Гроздова) подвергается осквернению со стороны вандалов. Правящий архиерей Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата митрополит Корнилий обратился с ходатайством к Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II о благословении на перезахоронение останков архиерея Евсевия на кладбище Пюхтицкого Успенского монастыря в Эстонии, где останки святителя обретут покой и память. Святейший дал своё благословение, в ближайшее время состоится перезахоронение.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Вчера 24/04/2006 в Успенском соборе Пюхтицкого монастыря состоялись божественная литургия, затем крестный ход, а после - панихида и погребение на монастырском кладбище останков архиепископа Евсевия.

возглавлял Митрополит Таллиннский и всея Эстонии Корнилий в сослужении духовенства Эстонской православной церкви Московского патриархата. Многие прихожане пришли в этот день в монастырский храм и совершили вокруг него крестный ход, а затем вместе с духовенством, сестрами монастыря отправились на кладбище, где и состоялось погребение останков архиепископа Евсевия.
То, что останки религиозного деятеля русского зарубежья Евсевия обрели покой в Эстонии, - событие для Эстонской православной церкви Московского патриархата неординарное. Прах архиепископа пришлось перевезти в Эстонию с ивангородского кладбища. Владыка Eвсевий был первым Нарвским архиепископом, он умер, будучи правящим Нарвским архиереем. Как поясняют священнослужители, архиерей должен быть похоронен на земле, где находится его паства. Паства для архиерея - это его дети, и он должен быть со своими детьми. Перенос праха в Эстонию был вызван также плачевным состоянием кладбища в Ивангороде - городской погост не охранялся, могилы подвергались осквернению. Решение о перезахоронении принималось в самых высших инстанциях Русской православной церкви и Эстонской православной церкви Московского патриархата.
Архиепископ Евсевий (в миру Евстафий Гроздов) родился 17 марта 1866 года в Литве. В 1890 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию, служил в Виленском кафедральном соборе (Литовская епархия), ректором Ярославской духовной семинарии; епископ Угличский, викарий Ярославской епархии, епископ Тобольский и Сибирский, епископ Псковский. Был возведен в сан архиепископа в 1918 года Патриархом Московским и всея Руси Тихоном. По некоторым данным, возглавлял военное духовенство Северо-Западной армии генерала Николая Юденича. С отступающими войсками белой армии эмигрировал в Эстонию. Новообразованную автономную Нарвскую русскую епархию владыка Евсевий возглавлял в 1924-1929 годах. Скончался в Усть-Нарве 12 августа 1929 года.
Останки архиепископа Нарвского и Изборского Евсевия были перевезены с ивангородского кладбища в нарвский Воскресенский собор, а затем в Пюхтицу, где они сейчас и покоятся.


Третьи похороны архиепископа Евсевия

В Пюхтицком монастыре во вторник был погребён прах первого архиепископа Нарвского и Изборского Евсевия. Он умер в 1929 году, и это уже третьи его похороны. Первую могилу священника повредили бомбы и снаряды во время войны, а вторую – вандалы и сатанисты в наше время. Hа монастырском кладбище его прах уже никто не потревожит.

Прах дважды пришлось спасать тайно
Примерно на том месте, где стоял Спасо-Преображенский собор, в котором похоронили архиепископа Евсевия, сейчас находится Клуб юных моряков. Город неузнаваемо изменился во время войны и в послевоенный период, когда власти снесли полуразрушенные здания. Чтобы спасти прах отца Евсевия, местные священнослужители вскрыли могилу и скрытно перенесли останки на ивангородское кладбище, где и похоронили в тайне от советских властей.
Но могилу всё же не оставили в покое. Старое ивангородское кладбище не находится ни на чьём балансе. И мало того, что всё постепенно ветшает – сюда повадились ещё и сатанисты, мародёры и просто вандалы.
Перед нынешним перезахоронением пресс-секретарь Нарвского Воскресенского собора и лидер организации Эстонский военный мемориал Андрес Вальме рассказал монахиням Пюхтицкого монастыря, в каком состоянии находилась могила архиепископа. Монахини слушали и ужасались: крест был сломан, на кладбище не раз оскверняли и другие могилы, мародёры раскапывали могилы ради ценных вещей (безуспешно пытались добраться и до Евсевия), вандалы ломали надгробия, наносили какие-то надписи, люди видели даже мёртвых кошек и собак, которых, по-видимому, на кладбище убивали сатанисты.
Андрес Вальме, благодаря стараниям которого эта ситуация и привлекла внимание общественности, рассказал, что благословение на перезахоронение дал сам патриарх Московский и всей Руси Алексий II. Но с местным духовенством вопрос не согласовали, поэтому пришлось действовать очень быстро, если не сказать «воровато». 10 апреля могилу в присутствии судмедэксперта вскрыли, останки положили в новый гроб и сразу же перевезли через границу.
Последнее путешествие Евсевия
Архиепископа похоронили в Пюхтицком монастыре. 24 апреля с ним попрощались прихожане Воскресенского собора, была отслужена панихида. Дальше гроб повезли в храм Нарвской иконы Божьей Матери на улице Раквере. Здесь снова прошла панихида. Останки отца Евсевия повезли в Усть-Нарву, где он в 29-м году умер. Ещё одна панихида состоялась в местной Князь-Владимирской церкви. Но, не доезжая до церкви, автобус сделал внеплановую остановку… в усть-наровском доме престарелых.
Здесь живёт Алексей Николаев, человек, по-своему, легендарный, живая энциклопедия довоенной Нарвы, особенно в том, что касается церковных дел. Алексей Павлович сам бывший дьякон, служил даже у Алексия II в то время, когда он был ещё митрополитом Таллиннским и вся Эстонии. Но мирские страсти сыграли с дьяконом злую шутку – за романтическую историю, несовместимую с его саном и семейным положением, Алексея Павловича расстригли. Не заладилась и личная жизнь. Сейчас одинокий, почти слепой старик живёт в доме престарелых. Именно на встречу с ним привезли останки архиепископа Евсевия.
Последний раз бывший дьякон видел эти останки 61 года назад – он был в числе тех, кто тайно извлёк их из развалин Преображенского собора и похоронил в Ивангороде, а позже присматривал за могилой.
Только после Усть-Нарвы тело владыки привезли в Пюхтицкий монастырь, где его встретили высшей почестью – колокольным звоном. Похоронили архиепископа на следующий день, рядом с одной из церквей монастыря, с той стороны, где располагается алтарь. Необходимые обряды провёл сам митрополит Таллиннский и всея Эстонии Корнилий.
Первый нарвский архиепископ
Евстафий Гроздов, которому в будущем суждено было стать архиепископом Евсевием, родился в 1866 году в Литве, в Вильно окончил духовное училище, потом семинарию и уехал учиться в Санкт-Петербургскую духовную академию.
За свою жизнь ему пришлось немало поездить по стране: он был ректором Ярославской духовной семинарии, епископом Угличским, викарием Ярославской епархии, епископом Тобольским и Сибирским, епископом Псковским. Отец Евсевий некоторое время был членом Святейшего Правительствующего Синода и Поместного собора Русской Православной церкви. В 1918 году Патриарх Московский и всея Руси Тихон возвёл его в сан архиепископа.
В Пскове архиепископа Евсевия застала гражданская война. С этого времени он путешествовал уже по воле не церковного руководства, а своих недругов. Из Пскова Евсевий и другие священники ушли вместе с отступавшей на запад Северо-западной армией белых под командованием генерала Юденича. 12 сентября 1919 года архиепископ Евсевий оказался в Эстонии.
Из Нарвы Евсевий временно управлял епархией, состоявшей из северо-западных губерний недавно распавшейся Российской империи, и служил епископом армии генерала Юденича. В Нарвской Знаменской церкви (кафедральном армейском соборе) он рукополагал полковых священников.
Когда большевики в России окончательно закрепились у власти, а Северо-западная белая армия перестала существовать, владыка Евсевий возглавил только что созданную автономную Нарвскую русскую епархию и принял титул архиепископа Нарвского и Изборского. Под его управлением находились приходы Нарвы и Принаровья, Чудского края, Тарту, Таллинна, Пярну, других мест Эстонии, в том числе и Печорского уезда, исключая Псково-Печерский монастырь.
В 1929 году архиепископ умер у себя на даче в Усть-Нарве. Его с почестями похоронили в Спасо-Преображенском кафедральном соборе, водрузив над могилой гранитный саркофаг. Современники любили и уважали Евсевия, но уже через несколько лет мир необратимо изменился.
Николай АНДРЕЕВ